Санкт-Петербург. Храм Спас - На - Крови

0
153
4
02 апр 2018
0
161
4
02 апр 2018
0
162
3
02 апр 2018
0
146
3
02 апр 2018
0
160
3
02 апр 2018
0
170
2
02 апр 2018
0
186
3
02 апр 2018
0
171
3
02 апр 2018
0
177
2
02 апр 2018
    • Шери2000
      Какая невероятная красота!Просто потрясающе!
      Просветик и Нюша нравится это.
    • Нюша
      Собор Воскресения Христова на Крови, или храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II(выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России[1].

      Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

      Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 (19) августа 1907 года собор был освящён.
    • Нюша
      Спас на крови (Храм Воскресения Христова) создавался, как один из главных столичных соборов, призванный своим обликом напоминать о великих деяниях царя-освободителя Александра II.

      Богатство и разнообразие декора храма должно было соответствовать его великому назначению. Исключительную роль в создании торжественного и нарядного облика собора играет его каменное убранство. И хотя в наружной отделке камень не столь значителен, как в интерьере, но и там он достаточно заметен.
      Прежде всего, бросаются в глаза бесчисленные обрамления и навершия оконных проемов. Украшения барабанов куполов, наличники, кокошники, аркатурные пояски выполнены из эстляндского мрамора. Цоколь здания на фасадах облицован на высоту трех метров темно- и светло-серым гранитом, добытым на острове Германа в Ладожском озере. Блоки серого гранита чередуются с установленными в нишах двадцатью темно-красными плитами норвежского гранита, на которых золотыми буквами запечатлены деяния Александра II.

      Колонки-«кубышки» крылец изготовлены из серого гранита Усть-Каменогорского месторождения.
      Архитектор А.А.Парланд использовал для оформления памятника цветные поделочные камни многих российских и зарубежных месторождений. Умелые мастера показали красоту и природные особенности камня, сделали интерьер храма настоящим музеем камнерезного искусства.

      Сень над местом смертельного ранения императора была создана из алтайских и уральских драгоценных и поделочных камней. Это сложное архитектурное сооружение на четырех колоннах из серо-фиолетовой яшмы, на которых покоится высокий антаблемент из ревневской яшмы со стилизованными вазами по углам из николаевской яшмы.

      Удивительный мраморный пол храма представляет собой 45 мозаичных ковров, ни один из его геометрических узоров не повторяется. Этот пол был изготовлен в Италии, в Генуе, известной фирмой «Нови».

      Стены собора на высоту 2,5 м облицованы зеленым итальянским серпентинитом, из него выполнена солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен. Камень для стен, солеи и скамей обработан в Неаполе в 1905 году. Цоколи четырех центральных пилонов собора облицованы лабрадоритом.
      Но наиболее ярко представлен цветной камень в отделке иконостаса, изготовленного мастерами генуэзской фирмы «Нови» по моделям лепщика Степанова. Уникален цветовой подбор мрамора: красно-коричневый внизу, он постепенно светлеет выше и напоминает резьбу по дереву.
      Каждый из киотов представляет собой коллекцию отечественного цветного поделочного камня. В основном это розовый и малиновый уральский орлец с темными прожилками марганца. Красивый сам по себе, орлец украшен резными орнаментами из уральских яшм. Цоколи киотов – из зеленовато-серой ревневской полосчатой яшмы с Алтая. На фоне этой яшмы эффектно выделяются колонки из красного коргонского порфира.
      После закрытия храма в 1930 году его великолепная каменная отделка оказалась на краю гибели. Почти 50 лет памятник не отапливался, особенно тяжело сказались на убранстве храма годы блокады Ленинграда и складирование театральных декораций.
      Воссоздание фасадов собора началось в 1977 году и завершилось в 1995 году, работы велись только в теплое время года. Каменное убранство интерьера реставрировали бригады А.А.Щербакова и С.И.Радченко (объединение «Реставратор») с 1980 по 1994 год.
    • Нюша
      МОЗАИКА
      Исключительную роль в создании художественного образа Спаса на крови (храма Воскресения Христова) играет мозаичное убранство – одно из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе. За право исполнения мозаик соревновались известные итальянские фирмы «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиатти и «Societa Musiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер», мозаичное отделение Императорской Академии художеств. По итогам конкурса победила основанная в 1890 году частная мастерская Александра и Владимира Фроловых. С 1896 по 1907 год ее мастера, искусно овладевшие техникой «обратного», или «венецианского» набора, набрали свыше 600 икон и мозаичных композиций, общая площадь которых составляет 7 056 квадратных метров. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника, в том числе Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов.

      Повторяя иконописную программу крестово-купольных соборов XVII века, мозаичные иконы и орнаменты в определенном ритме заполняют поверхности пилонов, стен, плавно переходят в изогнутые поверхности арок, сводов и плафонов куполов.

      Расположение мозаик соответствует теологической концепции храма. Плафон центрального купола заполняет мозаичный образ Христа Вседержителя, получивший название «Пантократор».

      В центральной части храма, на стенах, сводах представлены события Священного Писания от Рождества до Вознесения Христа. На подкупольных пилонах – свыше 200 икон подвижников церкви: преподобных, мучеников, апостолов. Погруженные в безмолвную молитву, они как верные стражи охраняют Священную историю, отображенную в мозаиках храма. Специфика храма-памятника внесла в его оформление ряд корректив. В храме два смысловых и композиционных центра: на востоке – алтарь с величественным образом Христа; на западе – сень над местом смертельного ранения императора и окружающие их мозаичные образы с тематикой Голгофской драмы.

      В иконографической программе нашла отражение отечественная история в мозаичных образах русских святых, среди которых князь Владимир Киевский и княгиня Ольга, князья-страстотерпцы Борис и Глеб, Михаил Черниговский и боярин Феодор, Александр Невский. Особенность мозаичного оформления храма - его красочные и неповторимые орнаменты. Подчиняясь иконографии, они организуют, обогащают и эмоционально усиливают образное восприятие храма-памятника.

      Реставрация мозаики проводилась с 1980 по 1994 гг. Группа реставраторов во главе с художником-мозаичистом В.А. Шершневым. очистили, отреставрировали и воссоздали утраченные фрагменты отдельных композиций, возродив в Спасе на крови уникальное собрание русской монументальной мозаики конца XIX - начала XX веков.
    • Тань-Тань
      33 года Спас на крови простоял в лесах. С 1972 по 2005 г

      После 1917 года Спас на крови постигла участь большинства православных храмов в России. Первая комплексная реставрация собора началась в 1972 году, когда он был передан Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор». Она проводилась в два этапа: с 1972 по 1980 годы выполнялись общестроительные и инженерные работы, новая гидроизоляция фундамента здания собора; с 1980 года по настоящее время - реставрация художественно-декоративного убранства экстерьера и интерьера: расчистка и восполнение утраченных фрагментов облицовочного камня на фасадах, замена цветной глазурованной черепицы, изготовление 45 новых изразцов, восстановление частично утраченного ювелирного эмалевого покрытия куполов, золочение 9 крестов и 4 глав храма, восстановление сени над местом смертельного ранения императора Александра II.

      Фасад востановили к 300-летию Санкт-Петербурга, т.е. к 2003 году. А два креста иконостаса, южный и северный, были восстановлены в 2005 году.
      Просветик, Шери2000 и Нюша нравится это.
    • Тань-Тань
      А неразорвавшийся снаряд из купола сняли в 1961... Потом была просто дыра в куполе, а внизу в разворованном людом при власти - хим. склад.
      Просветик, Шери2000 и Нюша нравится это.
    Пока нет ни одного комментария.